«ПОЧЕМУЧКИ»

ДОУ «Большереченский детский сад»



Принято на заседании                                                                               Утверждаю:
Педагогического совета №___                                                                 Заведующая МБДОУ
Протокол №___от___________                                                                «Большереченский детский
                                                                                                                      сад»___________________
                                                                                                                      Шипицына  И.Н




Программа кружковой работы
в старшей группе по
опытно – экспериментальной деятельности
в детском саду
«ПОЧЕМУЧКИ»




                                                         Составитель: Рудак Л.В

    Срок реализации программы – 2017-2018 учебный год
     

Содержание
  1. Пояснительная записка                                                                            
  2. Дидактическое и методическое обеспечение программы                    
  3. Формы и методы организации экспериментальной деятельности    
  4. Ожидаемые результаты                                                                          
  5. Учебно-тематическое планирование                                                    
  6. Содержание  программы                                                                                                                                                                      
Список литературы                          




Пояснительная записка
   Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знание об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Подьяков, считают дошкольное детство наиболее сензитивным периодом  для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
   Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н.Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:
    -детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
    -в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);
   -в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и Свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;
   -детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
   -в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;
   -детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, как основы познавательной активности.
   Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка  под целенаправленным педагогическом воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
   К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной
период важен для развития познавательной потребности дошкольника,
которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества со взрослым.
         Структура проведения занятия-экспериментирования:
  1. Предварительная работа:
А) познавательное развитие;
Б) знакомство с развивающей средой лаборатории.
      2. Создание проблемной ситуации.
      3. Обсуждение проблемы коллективно.
      4. Самостоятельный поиск способов решения проблемы, проверка собственных предположений.
       5. Анализ положительных и отрицательных результатов.
     6. Проведение запланированного опыта педагогом, выводы делают дети.
       7. Повторный опыт детьми с опорой на зрительный алгоритм.
       8. Составление схемы проведения опыта.
Основным приемом в формировании самостоятельной познавательной деятельности дошкольников, является «Использование приема схематизации».
      Схематизация – это знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляемая с поэлементным соотнесением символического и реального планов.
   В психолого-педагогической литературе схематизации предается огромное значение (Р.  Арнхейм,  А.Я. Блаус, А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская и др.), отмечается, что при работе со схемами включаются мощные ресурсы человека, подчеркивается, что опыт обработки зрительной информации у человека огромен. Ребенок видит сквозь схемы существенные свойства объектов, осуществляет анализ реальности посредствам схемы. При этом схемы выступают и средством ориентировки в действительности, и как орудие деятельности.
   Овладение приемами работы со схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном графическом производстве.
   Знакомство с карточками-схемами состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, например:
Человек -         ,    домик -              ,    окно -            ,    дерево -              и т.д.  
Этап 3. После перекодирования осуществляется рассказ по теме занятия, т. е. происходит отработка метода запоминания. Воспитатель предлагает рассмотреть приборы и материалы, необходимые для эксперимента. Обращает внимание на их внешний вид, назначение и устройство.
Этап 4. Делается графическая зарисовка.
Этап 5. Каждая схема может быть воспроизведена ребенком при ее показе, При воспроизведении основной упор делается на изображении приборов и материалов. Детям задаются вопросы: «Как называется этот прибор? Для чего он нужен?» и др.
   В результате экспериментальной деятельности на основе схематизации познавательная деятельность детей качественно изменяется:
  -смена общей познавательной позиции: от внешней, поверхностной стороны вещей ребенок на основе схематизации проникает в структуру вещей. Каждое отдельное свойство получает свою определенность, а между существенными моментами ситуации в схематическом виде устанавливаются внутренние отношения;
   -перестраиваются процессы восприятия, мышления, воображения, они становятся произвольными (управляемыми);
   -схематизация раздвигает границы познания, у ребенка расширяются возможности разнообразных способов проявления своей активности;
   -меняется сам подход к познавательным задачам, появляется тип предварительной ориентировки в задании;
   -схематическое обобщенное запоминание разных видов наглядного и вербального материала приводит к росту показателей словесно-логических компонентов познавательных процессов, что является предпосылкой дальнейшего усвоения средств познавательной деятельности в ходе школьного обучения.
    Таким образом, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать их и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель: формирование  у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности средствами физического эксперимента.

 Задачи:
  1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества (микроскоп, чашечные весы, песочные часы, компас и др.).
  2. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
-представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, теплота, электричество и др.);
-элементарные математические представления (о мерке – как способе измерения объема, массе, длины).
       3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов- помощников (увеличительное  стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).
       4. Формировать основы логического мышления.
   Для достижения поставленной цели была разработана образовательная программа кружковой работы.
   Программа рассчитана на один год обучения детей старшего дошкольного возраста.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю, по 20 минут. Работа проводится во вторую половину дня с подгруппой детей (9-10 человек). Во время занятия проводится 1-2 эксперимента, в зависимости от сложности.
    Необходимыми условиями реализации программы являются:
-психологическая комфортность (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса);
-непрерывность интеллектуальной и манипуляционной деятельности;
-деятельная основа (возможность самостоятельного открытия, совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений);
-наглядность в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей.
Дидактическое и методическое обеспечение программы
1. Пластмассовые и резиновые игрушки для игр с водой (рыбки, водяные мельнички и др.). Воронки, пипетки, спиртовка. Стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, губки разных размеров, мерные ложки, резиновые груши разного объема, формы для изготовления льда, пробирки.
2. Детские музыкальные инструменты.
3. Природный материал: камешки, глина, песок, почва, ракушки, птичьи перья, шишки, мох, желуди, спил и листья деревьев, семена и т.п.
4. Утилизированный материал: проволока, кусочки: кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки, поролон, пенопласт, коробки и т.д.
5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
6. Красители пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски), растворимые продукты (соль, сахар), пластилин.
7. Прочие материалы: зеркала, набор увеличительных стекол (линз), микроскоп, сито, веера, воздушные шары, магниты разной формы, свечи, зубочистки, соломки для коктейля, бинокль, фонарик, компас, расческа, мыло, жидкость для мытья посуды, крупа, скотч, шприцы без игл, ножницы, отвертки, терка, клей, венчики, взбивалки, свеча в подсвечнике, степлер, дырокол и т.д.
8. Измерительные приборы: термометры для измерения температуры воды,
воздуха, тела человека; простейшие измерительные приборы (линейка, сантиметровая лента, рулетка, разные виды весов, объемные мерки с делениями), часы песочные, механические, электронные.
9. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов, перчатки.
10. Карточки-схемы проведения экспериментов.
11. Графики; схемы, фиксирующие продолжительные наблюдения, наблюдения сравнительного характера, индивидуальные дневники наблюдений.
Формы и методы организации экспериментальной деятельности
  1. Игровая деятельность: экспериментальные игры «Перевернутое имя», «Поможем золушке», «Где твой друг», «Что чем измеряют», «Притянет – не притянет» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
  2. Лабораторные работы, опыты-эксперименты: действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
  3. Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при  повышение температуры, появление радуги и т.д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
  4. Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
  5. Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.
  6. Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.
Форма организации деятельности детей на занятии: индивидуально-групповая.
Формы проведения занятия: занятие-эксперимент,  занятие-игра, занятие-соревнование, экскурсия, сказка.
Ожидаемые результаты
- овладение исследовательскими умениями и навыками;
- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);
- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);
- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;
- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование основ экологической культуры.
Содержание программы
I   Знакомство с материалами центра «Экспериментирования» и правилами безопасной работы в нем.
Теоретическое содержание.
Приборы помощники. Природные материалы. Бросовый материал. Технический материал. Красители. Медицинский материал. Карточки-схемы. Дневники исследований.
Практическое содержание.
Навыки безопасности при проведении физического эксперимента. Умение работы с карточками-схемами.
II   Организация познавательно-исследовательской деятельности
Теоретическое содержание.
Практическое содержание.

Тематически - перспективный план работы
Месяц
Тема
Цель
Задачи
Сентябрь
1 неделя
Знакомство с лабораторией
Выявить познавательный интерес детей
Познакомить детей с лабораторией, правилами безопасности, названием приборов.

2 неделя
Элементарная исследовательская деятельность  «Свойства мокрого песка»
Познакомить детей со свойствами песка.
дать понять, из чего состоит песок,
где его используют.
что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать.
3 неделя
Почва.
Познакомить детей со свойствами почвы
дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок,
глина, земля). Водопроницаемость песка и глины.
4 неделя
Металл, его качества и свойства
Понятием металл, виды металла, как его
получают, где используют.
Учить узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).
Понять, что металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает
Октябрь
1 неделя
Магнит «Железные шарики», «Волшебная тарелочка»
Познакомить детей со свойствами магнита
Показать детям, что магнит притягивает железо,  может двигать небольшие предметы.
Когда магнит превосходит по размеру магнитный предмет, то этот предмет притягивается к магниту.
2неделя


Стекло, его качества и свойства.
Дать представления о стекле
Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества. Понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным
3 неделя
Резина, её качества и свойства
Дать представления о резине и её свойствах
Учить узнавать вещи, сделанные из резины. Определять её качества( структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая.
В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему?
4 неделя
Экспериментирование с водой Вода прозрачная. У воды нет запаха.
Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.
Дать понять, что вода всегда находится горизонтально по отношению к Земле.
Ноябрь
1 неделя
«Окрашивание воды»
выяснить свойства воды
Дать представление о том, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества. Учить очищать грязную воду с помощью фильтров
2 неделя
«Весёлые кораблики»
Познакомить детей со свойствами воды и бумаги.
Развивать наблюдательность.
Способствовать становлению дружеских отношений.
3 неделя
«Игры с веерами и султанчиками»
Познакомить детей с воздухом

воздух это смесь газов, в основном
кислород, которым мы дышим. Где
используют газ? Газ бывает и ядовитым (угарный газ). С помощью
газа надувают воздушные шарики.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер. Обнаружить движение воздуха в природе. Одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер. Обнаружить движение воздуха в природе. Понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)?
4 неделя
«Игры с соломинкой»
 Продолжать знакомить со свойствами воздуха
дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
Декабрь
1 неделя
Воздух Парашют.
Что в пакете.
Поиск воздуха.
Продолжать знакомить со свойствами воздуха
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.
Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы. Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды)
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
2 неделя
«Снег, какой он?»
Познакомить со свойствами снега
Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
Дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха)
3 неделя
«Как из снега получить воду»
формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
показать зависимость снега от температуры воздуха ( нагреть снег )
4 неделя
«Свойства льда»
Познакомить со свойствами льда
Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности
«Как воду превратить в лед»
Продолжать знакомить со свойствами воды
 Помочь детям понять что вода превращается в лед при низких температурах. Заморозить воду, нагреть её.
дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду.

Январь
1 неделя
«Мороз и снег»
закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
дать понять, что быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед)

2 неделя
«Изготовление цветных льдинок»
познакомить с одним из свойств воды.
), добавить краски в воду и заморозить. Что
получится?
Февраль
1 неделя
«Испарение воды»
Продолжать  знакомить со свойствами воды
дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода?
2 неделя
«Поплывет  не поплывет»
Развивать представление о весе предметов.
учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
3 неделя
«Бумага, ее качества и свойства»
Познакомить детей со свойствами бумаги
учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
4 неделя
«Посадка лука»
Вырастить лук( научить сажать)
уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Март
1 неделя
«Ткань, ее качества и свойства»
Познакомить детей со свойствами ткани
учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
2 неделя
«Здравствуй, солнечный зайчик»
Дать представление о «солнечном зайчике»
Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
3 неделя
«Зеркало»
Познакомить детей со свойствами зеркала
дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)?
4 неделя
«Вот какая пена»
Познакомить детей со свойствами мыла.
Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену. понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?
Апрель
1 неделя
«Поиграем с тенью»
Познакомить детей с особенностью появления теней.
Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.
2 неделя
«Почему тёмный камень теплее?»
Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой.
Развивать сенсорное восприятие.
Развивать мелкую моторику.
познакомить детей с видами
камней, где его добывают,

дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет.
3 неделя
«Сушим платочки»
Познакомить детей с температурой.
Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство.  Умение делать элементарные выводы
4 неделя
Как работает термометр.
Познакомить детей с термометром
 дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания

Май
1 неделя
«Древесина, ее качества и свойства»
Познакомить со свойствами древесины
учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
2 неделя
Пластмасса.
Познакомить со свойствами пластмасса
Познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий,
как изготавливают пластмассу, где
её используют.


3 неделя
Хитрые семена
Познакомить с правилами посева
Познакомить со способом проращивания семян

4 неделя
Игра «Я - юный исследователь»
Закрепить пройденный материал
Учить детей самостоятельно проводить опыты, соблюдая правили безопасности. Делать элементарные выводы



Заключение 
     
   Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это – в непринужденной и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
    Опыт нашей работы показывает, что детское экспериментирование  имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Таким образом,  детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Список литературы

  1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  2. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
  3. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А. Савенков // Дошкольное воспитание. -  2006. - №1. – С. 21 – 30; №4. – С. 10 – 20; №12. – С. 21 – 30.
  4. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон. -   2007. - №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.
  5. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха [Текст] / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.
  6. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.
  7. Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий