пятница, 1 апреля 2016 г.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет


        Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их помощью   у детей:
-  формируется  фонетико-фонематическая база;
-  развивается  фразовая  и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;
- активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;
- развивается сорное восприятие,  умение играть с игрушками;
- формируется  процесс социальной адаптации у детей.                                                          
       Цель: развитие мелкой и общей моторики и  речи  детей, расширению их кругозора.
      В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных   материалов.  
Игра "Котята"
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.                               Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: 
Два толстых, два ловких, 
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых 
И самых красивых.
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга
(от большого  к мизинцу).
Игра "Это дом"
Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь, и есть окошко –
Пусть живет в нем наша кошка!
Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.
Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.
Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.
Цель:
- учить действовать по представлению;
- продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;
- учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);
- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
Игра "Солнышко".                                            
Вот, как солнышко встает
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком всем
Весело поется! 
Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.

Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?
Г.Лагздынь
Цель: развивать общую координацию движений.                         медленно поднимают руки вверх
медленно опускают руки
"фонарики"

хлопают в ладоши
руки поднимают вверх
делают движения руками "умываются"
идут друг за другом
Игра "Кто в домике живет?".
Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.
Цель:                                                                             - развивать тактильные ощущения; - учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий,                                                                                                                        - обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление;                                                                     - развивать мелкую моторику;                              - активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)  "большой – маленький".
Упражнение "Дом большой, дом маленький". 
Цель: развивать координацию общих движений.
У  петушка  дом большой,
Ой, ой, ой!
А у кошки  – маленький,
Ай, ай, ай!
Наш петушок  пошел домой,
Ой, ой, ой!
Да и крошка кошечка.
Ай, ай, ай!
разводят руки через стороны – вверх
жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками
идут,  руки за спиной, с высоким подниманием колен
идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки
Динамическое упражнение "Котята".                                                            Цель:                                                                           - развивать общую координацию движений;                                                                           - учить выполнять движения в соответствии с текстом:
Как у нашей кошки,
Подросли ребята,
Подросли ребята,
Пушистые котята.
Спинки выгибают,
Хвостиком играют.
А у них на лапках
Острые царапки,
Длинные усищи,
Зеленые глазищи.
Очень любят умываться,
Лапкой ушки почесать
И животик полизать.
Улеглись на бочок
И свернулись в клубок,
А потом прогнули спинки,
Убежали из корзинки.
дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки
имитируют умывание, чешут за ушками, "лижут" животик, прогибают спинку
разбегаются, бег в течение 30 секунд
Упражнение с пальчиками «Мышка»                                                          Цель: развивать мелкую моторику рук.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум,  хрум!" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки
поскрести ногтями по столу, по коленям
сжимать пальцы в кулаки и разжимать их
потереть ладони друг о друга
Пальчиковая игра "Коготки"                                            Цель: развивать мелкую моторику рук.
Точит кошка коготки,
Сидя на окошке.
Ах, какие же они
Острые у кошки!
Ах, какие у нее
Маленькие лапки!
В этих лапках до поры
Дремлют цап-царапки.
                  В.Кудрявцев, В.Егоров
пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки
поглаживают ладони друг о друга
сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.
Игра: "Мышка в норке, спряталась от кошки".
 Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка).
Цель:                                                                           - учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки;                                              - строить из кусочков бумаги "норку" для мышки, засыпая мышку бумажками;                                                     - развивать фантазию.
Упражнение: "Проложим дорожку из камешков" – лепка.                                  
Материал: игрушка мышка, пластилин.
                                 
Цель:                                                                     - вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки;                                        - учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.
Упражение-игра "Посыпаем дорожки" – (домашняя школа Монтессори).                                                     Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.
           
       
Цель:                                                                                          - учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу);                                  - развивать мелкую моторику пальцев Методические рекомендации: предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см;                                        ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их "щепоткой"), не выходя за края дорожки.
Упражнение: "Мышка" –
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум, хрум" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Выкладывание из палочек.                              Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Упражнение с пальчиками "Мышки"                                                            Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):
Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам
Игра:  "Разрезные картинки" Цель:                                                                      - учить составлять целое (мышку) из трех частей;                                                    - развивать воображение, память.
Материал: мышка  на картинке; мышка, состоящая из 3-х частей (голова, туловище, лапки).
собрать картинку  мышки  из трех частей. 
Методические рекомендации: рассмотреть мышку на картинке;                         1 вариант: наложить (совместить) части силуэта мышки  на картинку;                2 вариант: собрать картинку мышки  из 3-х частей (голова, туловище, лапки). 
Упражнение:  "Это мышка – обведи и нарисуй" 
Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта  мышки.
Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки  из пластмассы.                                                         Цель:                                                                     - развивать мелкую моторику пальцев;                                                                - учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности.
Пальчиковая игра "Цветок" 
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев
руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,
развести пальцы и слегка округлить их
развести пальцы рук
ритмичные движения пальцами вместе – врозь
ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести
Игра: "Каждому листочку – свое место" 
Материал: карточки с листочками цветов
закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.                                     Цель:                                                                                               - осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием;                                           - продолжать различать цветы "такой – не такой";                                                   - знакомить с названиями цветов;                                                                   - учить действовать в соответствии со словесной инструкцией;                                         - продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий;                                                          - создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.
Упражнение:  "Волшебный цветок" .                                                            
Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.
Над клумбой бабочка кружит,
Куда же сесть? Все не решит:
Цветочек каждый так хорош!
Какой красивей – не поймешь!
Рисование 
Цель:                                                           - продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования;                                                                - учить рисовать ладонью;                      - развивать воображение.
Игра: "Собери цветок"                                                   
Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация), отдельно лепестки, поднос.
Цель:                                                        - формировать зрительно-двигательную координацию;                                - развивать зрительную ориентировку на форму предмета;                                      - формировать практические способы ориентировки (метод проб);                   - вызывать интерес к своим действиям;                                                            - учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами;                                     - формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
Упражнение: "Красивый одуванчик» 
 Втыкание спичек в пластилиновый комочек.                                                                   Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Игра:  "Выросли цветы". 
Раз, два, три – выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко, высоко!
Цветам тепло и хорошо!
                                       Е.Пожиленко
Цель: развивать общую координацию движений. 
медленно встать из положения сидя
поднять руки вверх, потянуться
обмахивают лицо руками
Игра «Сухой бассейн»
Цель:
- учить детей на ощупь  находить предметы в  гречке;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.
Упражнение: «Ромашка»
Оснащение: нарисованная на
картоне ромашка с контурными
лепестками и желтой серединкой;
кусок глины или пластилина
белого  цвета.
Я – цветок на длинной ножке,
С желтой серединкой.
А зовут меня – ромашка,
Белая кудряшка.
Цель:
совершенствование работы указательного и большого пальцев;               - развитие координации правой и левой руки;
- обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины;
- развитие воображения;
- расширение словарного запаса ребенка.
Игра: «Готовим салат вместе с
мамой»
Оснащение: овощи (помидор,
огурец коробка с отверстиями
с боков для правой и левой руки.
Цель: 
- развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);
- обогащение пассивного и
активного словаря ребенка:
 «огурец», «помидор», «салат»,
шершавый, «гладкий», «режем»,
«готовим».
Упражнение: «Колокольчики»
Оснащение: картинка с
изображением колокольчика,
грецкий орех.
Ход игры.
Динь – динь.
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динь – динь – динь…
Динь – динь – динь…
Цель: расслабление кисти руки,
развитие  умения соблюдать ритм.
Игра: «Хоровод среди цветов»
Оснащение: грецкий орех.
Ход игры.
Вложить в ладони ребенка
грецкий орех попросить его
делать круговые движения в такт словам:
Вокруг розовых кустов,
Среди трав и цветов
Водим, водим хоровод.
Цель: развитие тактильного
восприятия
Игра: «Соберем гербарий»
Оснащение: цветы из бумаги
(ромашки, колокольчики), спицы.
Усложнение задания возможно за счет нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой последовательности
Цель: развитие мелкой моторики,
координации движений.

Упражнение: «Следы»
Оснащение: пластилиновая
«дорожка» (5×20 см); игрушечные
(кошка, петух (заяц, медведь);
картинка с изображением
животных.
Цель:
формирование контроля за
мышечными ощущениями;
- воспроизведение алгоритма
движений пальцев (указательного и
среднего попеременно, двух
пальцев одновременно).
Игра: «Ваза для фруктов»
Оснащение: наборное полотно;
мозаика; фрукты (яблоко, груша,
апельсин) или заменяющие их
муляжи; ваза.
Цель:
развитие мелкой моторики
указательного и большого пальцев
 ведущей руки ребенка;
- развитие умения выкладывать
картинки по образцу;
активизация словаря: «яблоко»,
«груша», «апельсин», «фрукты»,
«ваза»,
Игра: «Тюльпан – ромашка»
Оснащение: два листа картона (на
одном контурная прорисовка
ромашки, на втором – тюльпана);
белый шнур для выкладывания
лепестков ромашки; красный шнур
 для выкладывания лепестков
тюльпана;
короткий кусок желтого
шнура для выкладывания
серединки ромашки;
зеленый
фломастер.
По полянке я шагаю
И цветочки собираю.
Белую ромашку – много лепестков.
Красненький тюльпанчик –
Шляпа, как тюрбанчик.
Цель:
закрепление умения ребенка
составлять узор из деталей (по
образцу, по памяти);
- развитие моторной ловкости
пальцев рук;
- развитие умения ребенка
ориентироваться на листе бумаги;
- активизация словаря: «ромашка»,
«тюльпан», «цветы», «собираю».
Выложить из шнуров цветы по
контуру.
Упражнение: «Дождик, дождик, лей, лей…»
Оснащение: наборное полотно,
мозаика, нарисованная на листе
бумаги дождевая капля.
Чтение  стихотворение:
Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку.
Льется, льется, ой-ой-ой!
Побежали мы домой.
Цель:
развитие мелкой моторики
(пинцетного захватывания);
- развитие зрительного внимания;
- выработка умения выкладывать
по образцу;
- активизация словаря: «дождик»,
«дорожка», «льется», «ладошка».

Комментариев нет:

Отправить комментарий