Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их
помощью у детей:
- формируется
фонетико-фонематическая база;
- развивается
фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;
- активизируется развитие
высших психических функций, познавательной деятельности;
- развивается сорное
восприятие, умение играть с игрушками;
- формируется
процесс социальной адаптации у детей.
Цель: развитие мелкой и общей моторики и речи детей,
расширению их кругозора.
В
процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы
и приемы, посредством использования разнообразных материалов.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.
Локти опираются о стол.
|
|
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам
стоят:
Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. |
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга
(от большого к мизинцу).
|
Игра "Это дом"
Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна. Есть в нем дверь, и есть окошко – Пусть живет в нем наша кошка!
Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема
выкладывания.
Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по
образцу предложить выложить кошку.
|
Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью,
антенной.
Цель:
- учить действовать по представлению;
- продолжать формировать более тонкие дифференцировки при
осуществлении подбора, соотнесения;
- учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);
- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков
пальцев.
|
Игра "Солнышко".
Вот, как солнышко встает
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком всем Весело поется! Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.
Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?
Г.Лагздынь |
Цель: развивать общую координацию движений.
медленно
поднимают руки вверх
медленно опускают руки
"фонарики"
хлопают в ладоши
руки поднимают вверх
делают движения руками "умываются"
идут друг за другом
|
Игра "Кто в домике живет?".
Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на
которых нарисованы животные.
|
Цель:
- развивать тактильные
ощущения; - учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит
результат действий,
- обратить внимание на
направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это
направление;
- развивать мелкую моторику;
-
активизировать словарь: петушок, кошечка (др.) "большой –
маленький".
|
Упражнение "Дом большой, дом маленький".
Цель: развивать координацию общих движений.
У петушка дом большой,
Ой, ой, ой!
А у кошки – маленький,
Ай, ай, ай!
Наш петушок пошел домой,
Ой, ой, ой!
Да и крошка кошечка.
Ай, ай, ай! |
разводят руки через стороны – вверх
жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают
колено руками
идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен
идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки
|
Динамическое упражнение "Котята".
Цель:
- развивать общую координацию движений;
- учить
выполнять движения в соответствии с текстом:
Как у нашей кошки,
Подросли ребята, Подросли ребята, Пушистые котята. Спинки выгибают, Хвостиком играют. А у них на лапках Острые царапки, Длинные усищи, Зеленые глазищи.
Очень любят умываться,
Лапкой ушки почесать И животик полизать. Улеглись на бочок
И свернулись в клубок,
А потом прогнули спинки, Убежали из корзинки. |
дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на
коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают
кулачки
имитируют умывание, чешут за ушками, "лижут" животик,
прогибают спинку
разбегаются, бег в течение 30 секунд
|
Упражнение с пальчиками «Мышка»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку. "Хрум, хрум!" – Что за шум? Это мышка в норке Хлебные ест корки |
поскрести ногтями по столу, по коленям
сжимать пальцы в кулаки и разжимать их
потереть ладони друг о друга
|
Пальчиковая игра "Коготки"
Цель:
развивать мелкую моторику рук.
Точит кошка коготки,
Сидя на окошке. Ах, какие же они Острые у кошки! Ах, какие у нее Маленькие лапки! В этих лапках до поры Дремлют цап-царапки. В.Кудрявцев, В.Егоров |
пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки
поглаживают ладони друг о друга
сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.
|
Игра: "Мышка в норке, спряталась от кошки".
Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка,
кошка).
|
Цель:
- учить рвать бумагу пальцами на
мелкие кусочки;
- строить из кусочков бумаги "норку" для
мышки, засыпая мышку бумажками;
- развивать фантазию.
|
Упражнение: "Проложим дорожку из камешков" – лепка.
Материал: игрушка мышка, пластилин.
|
Цель:
- вызывать интерес к простейшим действиям с материалами,
пригодными для лепки;
- учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать
их в поверхность дощечки для лепки.
|
Упражение-игра "Посыпаем дорожки" – (домашняя
школа Монтессори).
Материал:
красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.
|
Цель:
- учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу);
- развивать мелкую моторику пальцев Методические
рекомендации: предложить посыпать "песком" (пшеном,
рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см;
ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти
от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами
(сложить их "щепоткой"), не выходя за края дорожки.
|
Упражнение: "Мышка" –
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку. "Хрум, хрум" – Что за шум? Это мышка в норке Хлебные ест корки. |
Выкладывание из палочек.
Цель:
развивать мелкую моторику пальцев.
|
Упражнение с пальчиками "Мышки"
Цель: развивать мелкую
моторику пальцев.
Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по
дорожке (дорожка из кружков):
|
Методические рекомендации: "Помоги
мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам
|
Игра: "Разрезные картинки" Цель:
- учить составлять
целое (мышку) из трех частей;
- развивать
воображение, память.
Материал: мышка на картинке; мышка, состоящая из 3-х частей
(голова, туловище, лапки).
|
собрать картинку мышки из трех частей.
Методические рекомендации: рассмотреть мышку на
картинке;
1 вариант: наложить (совместить) части силуэта мышки
на картинку; 2
вариант: собрать картинку мышки из 3-х частей (голова, туловище,
лапки).
|
Упражнение: "Это мышка – обведи и нарисуй"
Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы
силуэта мышки.
|
Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки
из пластмассы.
Цель:
- развивать мелкую моторику пальцев;
- учить воспринимать предмет с
помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в
изобразительной деятельности.
|
Пальчиковая игра "Цветок"
Вырос высокий цветок
на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. |
Цель: развивать мелкую моторику пальцев
руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,
развести пальцы и слегка округлить их
развести пальцы рук
ритмичные движения пальцами вместе – врозь
ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу,
пальцы развести
|
Игра: "Каждому листочку – свое место"
Материал: карточки с листочками цветов
|
закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми
из коробки.
Цель:
- осуществлять выбор контура листочка по образцу и
проверять его примериванием;
- продолжать различать цветы "такой – не
такой";
- знакомить с названиями цветов;
- учить
действовать в соответствии со словесной инструкцией;
- продолжать развивать мелкие
движения рук, целенаправленность действий;
- создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению
задания.
|
Упражнение: "Волшебный цветок" .
Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с
водой, салфетки, гуашь.
Над клумбой бабочка кружит,
Куда же сесть? Все не решит: Цветочек каждый так хорош! Какой красивей – не поймешь! |
Рисование
Цель:
- продолжать
знакомить с нетрадиционными приемами рисования;
- учить рисовать ладонью;
-
развивать воображение.
|
Игра: "Собери цветок"
Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация), отдельно лепестки,
поднос.
|
Цель:
- формировать
зрительно-двигательную координацию;
-
развивать зрительную ориентировку на форму предмета;
- формировать практические способы
ориентировки (метод проб);
- вызывать интерес к своим действиям;
- учить захватывать мелкие предметы
(лепестки) пальцами;
-
формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
|
Упражнение: "Красивый одуванчик»
|
Втыкание спичек в пластилиновый комочек.
Цель:
развивать мелкую моторику пальцев.
|
Игра: "Выросли цветы".
Раз, два, три – выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко, высоко! Цветам тепло и хорошо! Е.Пожиленко |
Цель: развивать общую координацию движений.
медленно встать из положения сидя
поднять руки вверх, потянуться
обмахивают лицо руками
|
Игра «Сухой бассейн»
|
Цель:
- учить детей на ощупь находить предметы в гречке;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук
зрительное восприятие.
|
Упражнение: «Ромашка»
Оснащение: нарисованная на
картоне ромашка с
контурными
лепестками и желтой
серединкой;
кусок глины или
пластилина
белого цвета.
Я – цветок на длинной
ножке,
С желтой серединкой.
А зовут меня –
ромашка,
Белая кудряшка.
|
Цель:
- совершенствование работы указательного и большого пальцев;
- развитие координации
правой и левой руки;
- обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию
«колбаски» из небольшого кусочка глины;
- развитие воображения;
- расширение словарного запаса ребенка.
|
Игра: «Готовим салат вместе с
мамой»
Оснащение: овощи (помидор,
огурец коробка с
отверстиями
с боков для правой и
левой руки.
|
Цель:
- развитие тактильного
восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);
- обогащение
пассивного и
активного словаря
ребенка:
«огурец»,
«помидор», «салат»,
шершавый, «гладкий»,
«режем»,
«готовим».
|
Упражнение: «Колокольчики»
Оснащение: картинка с
изображением
колокольчика,
грецкий орех.
Ход игры.
Динь – динь.
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динь – динь – динь…
Динь – динь – динь…
|
Цель: расслабление кисти
руки,
развитие умения
соблюдать ритм.
|
Игра: «Хоровод среди
цветов»
Оснащение: грецкий орех.
Ход игры.
Вложить в ладони
ребенка
грецкий орех попросить
его
делать круговые движения в такт словам:
Вокруг розовых кустов,
Среди трав и цветов
Водим, водим хоровод.
|
Цель: развитие тактильного
восприятия
|
Игра: «Соберем гербарий»
Оснащение: цветы из бумаги
(ромашки,
колокольчики), спицы.
Усложнение задания возможно за счет
нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой
последовательности
|
Цель: развитие мелкой
моторики,
координации движений.
|
Упражнение: «Следы»
Оснащение: пластилиновая
«дорожка» (5×20 см);
игрушечные
(кошка, петух (заяц,
медведь);
картинка с
изображением
животных.
|
Цель:
- формирование контроля
за
мышечными ощущениями;
- воспроизведение
алгоритма
движений пальцев
(указательного и
среднего попеременно,
двух
пальцев одновременно).
|
Игра: «Ваза для фруктов»
Оснащение: наборное полотно;
мозаика; фрукты
(яблоко, груша,
апельсин) или
заменяющие их
муляжи; ваза.
|
Цель:
- развитие мелкой
моторики
указательного и
большого пальцев
ведущей руки
ребенка;
- развитие умения
выкладывать
картинки по образцу;
активизация словаря:
«яблоко»,
«груша», «апельсин»,
«фрукты»,
«ваза»,
|
Игра: «Тюльпан – ромашка»
Оснащение: два листа картона (на
одном контурная
прорисовка
ромашки, на втором –
тюльпана);
белый шнур для
выкладывания
лепестков ромашки;
красный шнур
для выкладывания
лепестков
тюльпана;
короткий кусок желтого
шнура для выкладывания
серединки ромашки;
зеленый
фломастер.
По полянке я шагаю
И цветочки собираю.
Белую ромашку – много
лепестков.
Красненький тюльпанчик
–
Шляпа, как тюрбанчик.
|
Цель:
- закрепление умения
ребенка
составлять узор из
деталей (по
образцу, по памяти);
- развитие моторной
ловкости
пальцев рук;
- развитие умения
ребенка
ориентироваться на
листе бумаги;
- активизация словаря:
«ромашка»,
«тюльпан», «цветы»,
«собираю».
Выложить из шнуров
цветы по
контуру.
|
Упражнение: «Дождик,
дождик, лей, лей…»
Оснащение: наборное полотно,
мозаика, нарисованная
на листе
бумаги дождевая капля.
Чтение
стихотворение:
Дождик капнул на
ладошку,
На цветы и на дорожку.
Льется, льется,
ой-ой-ой!
Побежали мы домой.
|
Цель:
- развитие мелкой
моторики
(пинцетного
захватывания);
- развитие зрительного
внимания;
- выработка умения
выкладывать
по образцу;
- активизация словаря:
«дождик»,
«дорожка», «льется»,
«ладошка».
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий