пятница, 17 апреля 2020 г.

«Читаем детям о войне»


В Большереченском районе объявлена акция: 
«Читаем детям о ВО войне» Семейные чтения.
Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне.
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?
Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются звертвам фашизма, нападения на мирных жителей.
Правила чтения дошкольникам литературы о войне:
Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его детям, зачитав лишь небольшой кусок художественного произведения.
Проведите обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные моменты.
Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).
Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.
Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:
Книги детям о Великой Отечественной войне.
Память о прошедшей войне мы храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом. Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят. И очень хочется пожелать родителям ознакомить ребят с замечательными книгами о Великой Отечественной войне:


С.М. Георгиевская
"Галина мама"
Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести. Она невелика - в ней всего несколько страничек, и тем не менее это настоящая повесть с двумя пересекающимися сюжетными линиями. Одна линия мамина: молодая женщина, чертежница, оставив в эвакуации, в Куйбышеве, маленькую дочку Галю с бабушкой, добровольно уходит в армию. Ее направляют на дальний Север, и там она получает приказ быть связисткой при штабе флота. Однажды со срочным пакетом ее посылают в боевую охрану Рыбачьего полуострова. В тундре под ней убили лошадь, ее ранили, в довершение всего она отморозила руки, и все же пакет был доставлен по назначению. Другая линия Галина. Сначала рассказано о том, как Галя дружила со своей молодой, веселой мамой, как им весело было вместе в красивом городе Куйбышеве. Потом Галино горе: поезд увез маму на войну. После ранения маму отправили в госпиталь, в Москву, Галя и бабушка тоже приехали туда, чтобы ухаживать за мамой. Отмороженные руки не слушались маму - и Галя кормила ее с ложечки.Когда Галина мама выписалась из госпиталя, ее вызвали в наградной отдел и наградили орденом Отечественной войны. Мамины руки, висящие на перевязи, еще не могли принять награду - и военный вручил коробочку с маминым орденом Гале.  
  Аркадий Гайдар. «Горячий камень.»
Все, что случается в жизни человека, и хорошее, и плохое, имеет свою ценность.   Сказка учит ценить прожитые годы, искренне радоваться всему хорошему, что происходит, и не отчаиваться, когда наступает черная полоса. Произведение учит любить жизнь – самое ценное, что есть у каждого человека. Сказка заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что действительно важно. Невозможно прожить всю жизнь, не ведая печали, но нужно уметь достойно переносить все жизненные испытания.





 
А. Гайдар. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»

После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек — «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться».
“Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?“

К. Паустовский “Похождения жука-носорога».
Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука! 
Владимир Орлов «Брат мой в армию идёт»
Учим стихотворение
 Митяев "Землянка"

В рассказе описывается один день новобранца, восемнадцатилетнего парнишки Мити Корнева, который только что отправился на фронт.
У Мити не было совсем никакого представления о сражениях войны, он был озабочен мыслями о том, где же они будут ночевать среди зимы, не имея никаких домов поблизости.
Когда дивизия прибыла в лес, старшина поручил ему чистить участок для землянки.
У него сначала ничего не получалось, но на помощь пришли другие опытные солдаты и уже через некоторое время землянка была готова. Митю отправили за дровами, приказов собирать березовые и ольховые дрова, которые хорошо горят даже в сыром виде.
В процессе работы с молодым новобранцем своим опытом делятся более старшие товарищи. Например, ему сказали убрать жёлтый песок, чтобы немецкие самолеты не заметили эти пятна и не вызвали бомбардировщики.
Рассказ учит тому, что в тяжелых условиях войны люди сумели преодолеть трудные условия и научились выживать.
Они приспособились даже к тяжелым зимним условиям, могли обустроить свою жизнь даже в лесной чаще и на морозе.
С.П. Алексеев
"Рассказы о Великой Отечественной войне"

Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы - "Рассказы о великой Московской битве"; о смертельной схватке с врагом за Сталинград, где была окружена и разгромлена 330-тысячная армия гитлеровцев. - "Рассказы о великом сражении на берегах Волги"; третью часть книги составили "Рассказы о Берлинском сражении; штурме Берлина и полной нашей победе".

В.А. Осеева
"Андрейка"
О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
Ю.П. Герман.
"Вот как это было"
Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.
В.Ю. Драгунский "Арбузный переулок"
(в книге "Денискины рассказы").
Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.

А.М. Жариков.
"Смелые ребята". "Максим в отряде"
"Юнбат Иванов"
Мальчик Витя живет в блокадном Ленинграде. Он отлично знает, что такое голод, холод, бомбежки. Отец, приехавший навестить семью, решает взять тяжело больного мальчика с собой на батарею...

Л.Кассиль.
"Рассказ об отсутствующем"
Это одно из самых первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь для спасения жизни других людей. Рассказ написан на основе настоящего события, о котором говорилось в письме, присланном в Радиокомитет. Лев Кассиль работал тогда на радио и, прочитав это письмо, сразу написал рассказ, который вскоре был передан в эфир и вошел в сборники рассказов писателя "Есть такие люди", "Обыкновенные ребята" и др.
Л. Кассиль
"У классной доски"
В маленькую деревенскую школу приходят фашисты и требуют от ребят показать им расположение партизанского отряда…
Л. Кассиль
"Обыкновенные ребята"
Сборник рассказов, выпущенный в годы войны. О повседневном героизме не только взрослых, но и детей.

 
Л. Кассиль
"Твои защитники"
Сборник маленьких рассказов об армии и войне, написанных в 1942 г.

 

Л. Кассиль
"Отметки Риммы Лебедевой"
Поучительный рассказ о школьной учебе эвакуированной девочки.

В.А. Осеева
"Три сына"
Маленькая зарисовка о войне и победе.

К.Г. Паустовский
"Стальное колечко"
Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.

Ходза Н.
"Надо спасать детей! Детей увозят в тыл"
(в книге "Дорога жизни")
Рассказы о легендарной Дороге жизни в блокадном Ленинграде.

Шишов А.
"Лесная девочка"
Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.

Яковлев Ю.
"Как Сережа на войну ходил"
Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит - сердце, способное в любой момент остановить врага.

Комментариев нет:

Отправить комментарий