Экологический проект
«Секреты воды» для детей 3-4 лет
Вид проекта:
познавательно-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: декабрь – май
Участники: проекта: воспитатели, дети 3 - 4 лет, родители.
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,
огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет
познавательно – исследовательская деятельность, которая понимается не только
как процесс усвоения знаний и навыков, а главным образом как поиск знаний,
приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений
окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к
познавательно – исследовательскому и речевому развитию.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомление детей с
миром окружающих их живой и неживой природы.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить
присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем,
первооткрывателем.
Проблема проекта
Отсутствие у детей представлений о состоянии воды, ее свойствах.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние воды на нашей планеты ухудшается с каждым годом, и тенденция ухудшения требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Современное содержание воспитательно–образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Мы мало обращаем внимание детей на то привычное, что нас окружает, чем мы пользуемся ежедневно - это Вода. На её свойства в различных состояниях. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Секреты воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1 - 2 раза в неделю. Во время занятия проводится 1-2 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Постановка проблемы: Развитие
познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего
мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и
явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно –
исследовательской деятельности. В проекте используется метод педагогической
интеграции.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о
значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его
последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Уточнить и расширить
представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и
свойствах.
Задачи проекта:
- расширить представления
детей о воде.
- расширять представления
детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус,
цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
- учить детей устанавливать
причинно-следственные связи, умение
делать выводы.
-познакомить с правилами
безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе
проведения опытов, экспериментов.
-воспитывать у детей навыки
совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при
выполнении парных и коллективных творческих работ, умение согласовывать свои
действия, желание работать сообща.
- создавать условия для
формирования у детей познавательного интереса;
-формировать представления
детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
-познакомить детей с
художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме
«Вода».
-познакомить со звуками
природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т. п. Разучить детские песенки о
воде, дожде, реке, море.
·
экспериментирование
·
наблюдения
·
решение проблемных ситуаций
·
самостоятельная деятельность детей в уголке природы
·
оформление картотеки опытов с водой
·
беседа
·
ситуативный разговор
·
дидактические игры
·
игры с правилами
·
настольно - печатные
·
совместные действия
·
задания
·
поручения
·
чтение художественной литературы
·
обсуждение
·
заучивание (стихотворений, пословиц, поговорок)
·
отгадывание загадок
·
мастерская по изготовлению продуктов детского
творчества
·
слушание
· исполнение
двигательная
·
игровые упражнения
·
подвижные игры
изготовление лепбука
«Всё о воде»
Предполагаемый результат
·
Расширить знания детей о воде.
·
Сформируются начальные умения проводить опыты
·
Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
·
Воспитывать бережное отношение к воде.
·
Формировать потребность в изучении экспериментальной деятельности
дошкольников, мотивации к самообразованию в вопросах экологического воспитания.
·
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения
дошкольников к опытно – экспериментальной деятельности.
·
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической
деятельности.
·
Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный
процесс на основе ФГОС.
·
Посещение с ребенком библиотеки для накопления информации о воде.
·
Изготовление книжек – малышек.
·
Создание альбома «Волшебница вода»
·
Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
·
Консультация для родителей «Опыты и эксперименты с водой дома»
·
Консультация по теме «Мои первые опыты».
·
Консультация для родителей «Волшебница-вода»
·
Консультация по теме «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
·
Консультация для родителей «Да здравствует вода!» «Поговорим о воде»
·
Консультация для родителей «Питьевая вода и здоровье ребёнка»
Взаимодействие с педагогами:
·
Методические рекомендации по теме.
·
Привлечение музыкального руководителя.
·
Консультация «Игры с водой»
·
Консультация по теме «Использование опытно-экспериментальной деятельности в
процессе познавательного развития детей дошкольного возраста».
·
«Опытно – экспериментальная
деятельность дошкольников».
·
Мастер – класс «Волшебница – вода».
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подбор и изучение методической литературы по теме
проекта.
Подбор художественной литературы, энциклопедий.
Составление картотек загадок, стихов, поговорок,
пословиц
Составление картотеки опытов с водой.
Подготовка оборудования для опытов с водой.
Изготовление дидактических игр
Подбор музыкальных произведений
Основной (Исследовательский) этап проекта:
Месяц / форма |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
экспериментирование |
«Вода прозрачная» «Разноцветная водичка» «Разноцветный
лёд» |
«Вода - жидкая» «У воды нет вкуса, цвета, запаха» |
«Холодная и горячая вода» «Лёд – твёрдая вода» «Лёд легче воды» |
«Что растворяется в воде» «Ходит капелька по кругу» |
«Тонет не тонет» «Вода преломляет предметы» «Фокусы с магнитом» |
«Вода и солнечные лучи» «Где спряталась вода?», «Какая лужа высохнет быстрее?» |
игры |
«Круги на воде» «Рыбалка» «Удочка» П/И «Перепрыгни через сугроб»; «Снайперы»; «Снежки»; «Катание с
горки»; «Катание на санках»; «дорожка скольжения» Д/И «Найди снежинке
пару» |
«Вода льётся» «Открывай -
закрывай» «Фонтан» П/И «Заморожу»; «Снежки»; «Катание с горки»; «Катание на санках»;
«дорожка скольжения» Д/И
«Выбери нужное»; «Сложи и назови» |
«Купание
кукол» «Ловкие
пальчики» П/И «Снежки»; «Два мороза»; «Катание с горки»; «Катание на санках»;
«дорожка скольжения» Д/И «Когда это бывает» «Отгадай и
сравни»; |
«Пенный
замок» «Мыльные
пузыри» П/И «Снег кружиться»;
«Не заморозь руки». Д/И «Разрезные картинки»; «Четвёртый
лишний»; «Знаем,
знаем» |
«Пускание корабликов по ручейкам» «Бульки» «Нырки» «Морские
сокровищаП/И «Солнышко и дождик»; «Вода, воздух, огонь»; «С кочки на кочку». Д/И «Помоги Незнайке»; «Собери такой же»; «Кто живёт в воде» |
«Мокрое -
сухое» «Брызгалки» «Рыбалка» «Удочка» «Мыльные
пузыри» П/И «Водяной»;
«Море волнуется раз»; «На болоте»; «Караси и щуки»; «Суша-вода» Д/И «Водичка
дырочку найдёт»; «Угадайка» |
Беседа |
«Зачем нужна вода» «Берегите воду» «Что мы пьём» |
«Почему снег мягкий?» «Почему снег греет?». «Водные виды спорта» |
«Что мы знаем про снежок» «Почему нельзя есть снег» |
«Почему нужно беречь
воду» |
«Путешествие капельки» «Зачем нужен водный транспорт» |
«Без
воды нет жизни» |
Рассматривание картин |
«Дети играют в снежки» «Зимние забавы» |
«Метель» «Водные виды спорта» |
Рассматривание
сюжетных картин ОБЖ |
И.Левитан «Большая вода». «Тает снег» |
Рассматривание сюжетных
картин «Водный транспорт» |
«Прогулка под дождём» «Купание медвежат» |
наблюдения |
«Снег – он какой?» «Белый
снег пушистый» «Снегопад» «Вода
льётся из крана» Рассматриваем глобус |
«Зимние узоры на окне» «Если воду замораживать…»
«Снегопад» «Метель» «Следы на снегу» «Пурга» «Глубина снежного покрова» «Рисунки на окне» «За облаками» |
«Как из снега получить воду?» «Снегопад» «Метель» «Следы на снегу» «Пурга» «Глубина снежного покрова» «Можно ли пить талую воду?» «За облаками» |
«Снегопад» «Откуда берётся иней?» «Таяние снега» «Появление сосулек» «Капель» «Первые проталины» «За облаками» |
«Появление сосулек» «Таяние снега» «Капель» «За
ручейками» «За лужами» «Как птицы купаются в лужах» «За облаками» |
«За лужами» «Испарение воды» «Как птицы купаются в лужах» «ЗА
дождиком»«За облаками» |
Совместные действия, задания, поручения. (элементарный бытовой труд) |
«Мы моем наши ручки» «Полив комнатных растений» «Уборка снега» «Постройки из снега» «Украшения из цветных льдинок» |
«Мы моем наши ручки» «Уборка
снега» «Постройки из снега» «Полив комнатных растений» «Украшения из цветных льдинок» «Моем игрушки» |
«Мы моем наши ручки» «Уборка
снега» «Полив комнатных растений» «Стирка кукольного белья» «Моем игрушки» |
«Мы моем наши ручки» «Пропускаем ручейки» «Сбор талой воды» «Полив
комнатных растений» «Стирка кукольного белья» «Моем игрушки» |
«Мы моем наши ручки» «Пропускаем ручейки» «Сбор талой воды» «Полив
комнатных растений» «Стирка кукольного белья» «Моем игрушки» |
«Мы моем наши ручки» «Полив
комнатных растений» «Полив цветника» «Полив песка» «Стирка кукольного белья» «Моем игрушки» |
мастерская по
изготовлению продуктов детского творчества (Изобразительная) |
«Водные раскраски» «Снеговик» «Дорисуй снежинку» |
«Капелька» «Горка» «Снежный ком» |
«Снег» «Снежинка» «Зимний лес» |
«Сосульки на крыше» (рисование, аппликация,
лепка) |
«Звонкий ручеёк» |
«Тучка по небу бежала» «Дождик» |
Чтение, обсуждение, заучивание, отгадывание
загадок. (Восприятие художественной литературы) |
К Чуковский «Мойдодыр»М.
Перина «Живая вода», «Алешка и
снежок» Е. Андреева Сказка «Морозко», «Снегурочка» «Кто не умывается» П. Синявский Загадки, пословицы,
поговорки, заклички о воде. |
К Чуковский «Федорино
горе». Е. Благинина «Снег», «Капелька» Г. Люшнин В. Фетисов «Речка зимой», «Как
люди речку обидели» Загадки, пословицы,
поговорки, заклички о воде. |
И.Богатырёва «Грустная сказка о
воде» «Сосулька» М. Дружинина. Новицкая «Белый снег
пушистый», А. Дэви «Зима»,
«Снежинка», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал». Загадки, пословицы,
поговорки, заклички о воде. |
С.Я.Маршак «Кошкин дом». Нина Агошкова «Мини сказки о воде» «Трудолюбивая вода» В. Иванова «Ручеёк» Т. Жиброва. Загадки, пословицы,
поговорки, заклички о воде. |
«Весенний разговор» С.
Погореловский. И. Бунин «Льет дождь холодный,
точно лед», Загадки, пословицы,
поговорки, заклички о воде. |
Б. Заходер, «Капля дождевая» В. Минькова, «Сколько знаю я
дождей» Загадки, пословицы,
поговорки, заклички о воде. |
музыкальная |
Слушание «Зимняя
колыбельная» Распевка «Снег
посыпался густой». Заучивание и пение
песни «Падал снег» |
Слушание А. Вивальди, «Времена года» (Зима) Музыкальная игра
«Ритмы зимы» Заучивание и пение
песни «Белый снег»; «Снеговик». |
Слушание
П,И,Чайкофский «Зимнее утро» Заучивание и пение
песни «Как на тоненький ледок..» |
Слушание А. Вивальди, «Времена года» (Весна) Песни «Улыбка» |
Прослушивание записи
шума водопада, звон веселого ручейка. Заучивание и пение
песни «Вода, вода, водичка» |
СлушаниеМ. Раухвергер «Солнышко и дождик» Пение русская
народная песня «Дождик». Дидактическая игра на развитие чувства
ритма «Дождик» |
Развлечение «В гостях у водяной капельки»
1.Методические разработки
2.Методические рекомендации
Список используемой литературы:
1.
Программа «От рождения до школы» под редакцией М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. –
336 С.
2.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
дошкольного возраста»:
3.
А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. –
М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Коломина Н. В.
«Воспитание основ экологической культуры в детском саду»М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Дыбина О.В., Поддъяков
Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» Программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. –
М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Дыбина О. В., Рахманова
Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для
дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша
зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для детей. /Г. Б.
Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А.
«Занятия с детьми дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство
Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о
воде» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10.
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
Москва «Просвещение», 2005.
11.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
12.
Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13.
Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14.
Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе» / Н. Ф. Виноградова. – 2-е
изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Комментариев нет:
Отправить комментарий